Ксенон — инертный газ, используемый в разрядных лампах, служащих источником искусственного света (ярко-белого), близкого по спектру к дневному свету. Такие лампы нашли широкое применение в автомобильных фарах, но тут же вызвали широкий общественный резонанс и породили массу дискуссий, насколько их использование в дорожном движении безопасно, законно и целесообразно.
Почему ГИБДД решила штрафовать за ксенон?
Популярность ксеноновых лампочек среди водителей объясняется просто. Они ярче светят и, как многим кажется, лучше освещают дорогу. Но на самом деле это не совсем так. Хорошо освещает и лучше светит штатный ксенон, т. е. тот, который предусмотрен в конкретной модели авто заводом-изготовителем.
Однако если такой ксенон установить в фары, предназначенные, скажем, для галогенок или ламп накаливания, то светить они будут ярко, а вот освещать дорогу значительно хуже. Свет в таких фарах падает слишком близко к автомобилю, что подтверждают сравнительные тесты, а происходит это из-за конструкции отражателей которые не предназначены для ксеноновых ламп, в результате чего светят фары не так, как предусмотрено заводом-изготовителем. Иными словами, имеет значение не только сама лампа, но и устройство самой фары, ее отражателей.
В итоге такой неправильный поток света ослепляет других водителей на дороге, что приводит к риску возникновения ДТП, поэтому-то ГИБДД и решила разобраться с этим вопросом.
Что говорит закон?
Выводы ГИБДД подтверждаются судебной практикой и разъяснениями ФГУП НИИАЭ. В связи с этим использование ксенона в фарах, предназначенных для ламп накаливания или галогенных ламп, квалифицируется сотрудниками ГИБДД и судом как несоответствие режима работы внешних световых приборов требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Пункт 11 этих Положений запрещает эксплуатацию автомобиля, если его оборудование не отвечает требованиям Перечня неисправностей.
В свою очередь, Перечень запрещает эксплуатацию автомобиля, если режим работы внешних световых приборов не соответствует требованиям конструкции транспортного средства, а также если на световых приборах применяются лампы и рассеиватели, не соответствующие типу данного светового прибора.
Говоря по-простому, вы можете использовать штатный ксенон, т. е. если и фара, и лампа предназначены именно для ксенона, тогда вас эти законы не должны волновать. Но если фара и лампа друг другу не соответствуют, то ваши деяния квалифицируются по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ. А это от 6 до 12 месяцев лишения права управления. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 27.13 КоАП РФ запрещается эксплуатация транспортного средства, то есть сотрудник ДПС имеет полное право отправить ваш автомобиль на штрафстоянку.
Какой штраф за ксенон?
Квалификация правонарушения по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ, связанная с лишением прав, предусмотрена только за управление таким автомобилем, т. е. если инспектор ГИБДД остановил вас непосредственно в процессе движения на дороге. Простое же выявление самого факта установки световых приборов, режим которых не соответствует вышеуказанному, квалифицируется по ч. 1 ст. 12.4 КоАП РФ и влечет за собой штраф 3 000 рублей с конфискацией данных приборов.
Однако в законе предусмотрено еще одно правонарушение — ст. 12.20 КоАП РФ за нарушение правил пользования внешними световыми приборами возлагает на правонарушителя штраф в размере всего 500 рублей, но даже не надейтесь, что гаишник квалифицирует ваши действия именно по этой статье.
Конечно, вы можете сколько угодно пытаться доказать сотруднику ДПС, что он не прав и что ваши действия подпадают под штраф 500 рублей, а не 3000 руб. и уж тем более не под лишение прав, однако судебная практика не на вашей стороне. И хотя в нашей стране не прецедентное право, судебная практика имеет свой вес и сломить ее будет ой как непросто.
Итак, на практике штраф 500 рублей полагается, если вы, скажем, вообще забыли включить ближний свет или иным образом обозначить свой автомобиль во время движения в светлое время суток либо, например, использовали задние противотуманные фонари без должной необходимости. А вот штраф в 3000 рублей будет за применение ксенона в фарах, не предназначенных для этого, но если только при этом вы не управляли транспортным средством, а оно, к примеру, тихо стояло себе на парковке.
Во всех остальных случаях (т. е. во время управления автомобилем на дороге с ксеноновыми фарами, если конструкцией авто предусмотрены лампы накаливания или галогенки) штрафом вы не отделаетесь, а лишитесь прав на целый год или, если повезет, на полгода. Обычно более жесткий срок (год) дают злостным нарушителям, совершившим такое правонарушение повторно.
Как определить, какие фары установлены
Как же определить, какие фары установлены на вашем авто и какие лампы в них можно вставлять? Для этого изучите на них маркировку. Согласно Правилам ЕЭК ООН № 112 и ГОСТу Р 41.112-2005, фары для ламп накаливания маркируются как С (ближний свет), R (дальний) и СR (оба режима), а для галогенных ламп — HС, HR и HСR соответственно. Маркировка для ксеноновых (газоразрядных) фар начинается с буквы D: DС, DR или DСR, что закреплено Правилами ЕЭК ООН № 98 и ГОСТом Р 41.98-99.
Фары-прожектора или искатели
Ну и на последок. Вышеуказанный Перечень упоминает ГОСТ Р 51709-2001, в котором разрешается установка на авто фары-прожектора или искателя, если та предусмотрена заводом-изготовителем. Это приспособления без рассеивателя, способные при любой погоде осветить ярким узконаправленным пучком света отдаленные предметы. Раньше там упоминался еще автоматический корректор для таких фар, который был обязателен. Теперь по ГОСТу он не нужен, но на современных автомобилях, выпускающихся с ксеноновыми фарами, корректор установлен, причем вместе с омывателем фар, т. к. ксеноновые фары чувствительны к грязным стеклам.
Но помните, что в соответствии с ПДД (п. 19.6) фарой-прожектором или искателем можно пользоваться только за пределами города при отсутствии встречных машин. В городе же ими пользоваться могут только спецслужбы и только при выполнении служебного задания.