Новые шины Hakkapeliitta R2 SUV и Nokian Hakkapeliitta 8.
Журналистам покрышки показали еще в разгар прошлой зимы в финском Заполярье. Нет ничего удивительного в том, что испытательный полигон Nokian Tyres расположен именно здесь - от названия его просто берет оторопь. White hell - «белый ад» - гласила вывеска на въезде.
Да, ад. Только не для нас, а для шин. Сегодня на заклание были выставлены фрикционная Hakkapeliitta R2 SUV и шипованная Nokian Hakkapeliitta 8.
Основой для Hakkapeliitta 8 стала Hakkapeliitta 7, набравшая более 30 побед в тестах в 2009-2012 годах. Разработчики применили новую концепцию ошиповки Nokian Есо Stud 8: шипы распределены равномерно по всей площади протектора, и ни один из них не перекрывает своим положением другой. Самих шипов, кстати, стало в полтора раза больше. Якорный шип облегчили на 20%, изменили его форму, чтобы он меньше отклонялся, а для смягчения ударов под его основание уложили более мягкий слой резиновой смеси. Двуслойное строение протектора улучшает сцепление колеса с дорожным покрытием при торможении. Все эти инновации привели к тому, что Hakkapeliitta 8 получилась очень тихой, она легко катится, экономя топливо и снижая воздействие на дорожную поверхность.
Полноприводные Audi RS5 с этими покрышками казались послушными игрушками на узких заполярных дорогах, несмотря на свои 450 л. с.! Нет, нельзя сказать, что по заснеженному машина шла так же, как по сухому. Возникало и что-то похожее на начинающийся занос, и риск сноса передней оси в приближенных к экстремальным ситуациях. Но автомобиль вел себя настолько прогнозируемо и послушно, что никаких опасений это не вызывало. «Владычица Севера», как называют Hakkapeliitta 8 сами производители, будет представлена 59 типоразмерами диаметром от 13 до 20 дюймов.
С зубами вместо шипов
Фрикционная, т. е. нешипованная, шина Hakkapeliitta R2 SUV продолжает направление, заданное в свое время Hakkapeliitta R SUV. Состав резиновой смеси таков, что шина имеет одинаково хорошие сцепные свойства как при очень низкой температуре, так и при положительной. Причем они практически не зависят от степени износа шины! Секрет кроется в рисунке протектора и составе резиновой смеси, включающей кремневодородные соединения с силикой, сурепное масло и натуральный каучук, и мельчайшие многогранные частицы, состав которых производитель хранит в тайне. При контакте со льдом частицы работают как невидимые зубы, вгрызаясь в него. Между блоками протектора также имеются некие зубцы, повышающие качество сцепления на обледенелой и заснеженной поверхностях. Кроме того, между блоками в плечевых зонах есть своеобразные «когти». Разработаны они для того, чтобы разбивать полотно шуги, вгрызаясь в него острыми краями, и противостоять планированию. Параллельно «когти» предотвращают накопление слякоти между шашками протектора.
Ламелей теперь больше, чем у первой Hakkapeliitta R SUV, а сами они длиннее. Но в шашках плечевой зоны появились еще и ламели-насосы, которые выкачивают воду из пятна контакта, препятствуя снижению сцепления с дорогой.
Особенно ясно это удалось почувствовать, когда в «белом аду» началось потепление и траса покрылась смесью воды и снега. Автомобиль почти ни на дюйм не отклонялся от направления, задаваемого рулем. И даже на высокой скорости не было ничего похожего на аквапланирование.
Представлена вседорожная Hakkapeliitta R2 SUV 47 типоразмерами с диаметром от 15 до 21 дюйма.